bus.govbus.gov

 

 

«Использование различных видов игр в образовательной деятельности с дошкольниками »

Материал  подготовила: воспитатель
Фомичева Галина Геннадьевна

«Использование различных видов игр в образовательной деятельности с дошкольниками »

Образовательная деятельность с дошкольниками осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации и реализуется через:

  • совместную деятельность взрослого с детьми:
  • в режимных моментах
  • в организованной образовательной деятельности
  • самостоятельную деятельность детей

Однако не достаточно предложить детям деятельность, необходимо позаботиться, чтобы она была личностно окрашена, имела отношение к интересам, потребностям, проблемам ребенка.

В соответствии с ФГОС ДО, содержание дошкольного образования представлено основными направлениями развития и образования детей:

  • социально-коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • речевое развитие
  • художественно – эстетическое развитие
  • физическое развитие

Работа по этим направлениям ведется с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми:

  • игра
  • наблюдение, беседа, разговор
  • решение проблемных ситуаций
  • коллекционирование и др.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Слова  Д.Б.Эльконина  «Обучение должно войти в мир ребенка через ворота детской игры» легли в основу ключевого принципа ФГОС ДО: реализация Программы в формах, специфических  для  детей   данной возрастной  группы,  прежде  всего  в  форме  игры…,

Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; способствует его психическому развитию.

Каждый вид игры отвечает своим целям и задачам и определяет место в образовательной деятельности с дошкольниками.

Ниже раскрываются некоторые виды игр и их возможности использования их  в образовательной деятельности.

Дидактические игры подразделяются:

  • по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), - по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные)

Такой вид игр используется во всех образовательных областях. Мыслительная деятельность детей протекает на наглядном, конкретном материале, решаются задачи каждого направления развития.

Речевое развитие – «Телеграмма», «Кто придумает конец, тот и будет молодец», «Ласковые шаги»,  и другие.

Познавательное развитие – «Запоминалки», «Чего не стало», «Четвертый лишний»,  и другие.

Социально – коммуникативное - «Подарок», «Добрые волшебники», «Паровозик с именем», «Комплименты» и другие.

Художественно – эстетическое – «Художники» «Загадочные картинки», «Что звучит» и другие.

Физическое – «Такой листок лети ко мне», «Краски» «1, 2, 3, к дереву беги» и другие .  В физическом развитии дополнительно можно реализовать задачи других образовательных областей. В таких играх реализуются задачи развития речи и ознакомления с окружающим, ФЭМП и, одновременно закрепляются основные виды движения.

Подвижные игры классифицируются:

  • по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности),
  • по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.),
  • по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

Подвижные игры способствуют  развитию умения у  ребенка работать по образцу. Образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме уже выделившегося правила. В играх, дети выделяют и осознают определенные социальные нормы и требования, учатся им подчиняться, действовать согласно правилу. Подчинение правилам в игре добровольное, что очень важно для воспитания воли. Подвижную игру так же  можно использовать в образовательной деятельности по всем направлениям развития

Речевое развитие – игра с мячом-«Я знаю пять названий цветов..» и другие,Обогащается активный словарь. Закрепляются названия цветов, растений, предметов, владение речью как средством общения

Познавательное развитие – игры соревнования - выполнение задания в движении «Кто больше принесет..», «1, 2, 3 в домик беги» и другие.Формируются представления о форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

Художественно – эстетическое – игры с различными основными движениями, наличие считалок -«Краски», «Кто как идет»(музыкальная), хороводные игры и другие.Развиваются предпосылки восприятия музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

Социально - коммуникативное – «Человек -человеку» и другие, В таких играх усваиваются моральные и нравственные ценности, развиваются чувство сопереживания, эмоциональной отзывчивости, формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками, сопереживания

Организуя сюжетные игры «Магазин», «МЧС», «Моряки», «Больница» и другие педагог занимает позицию включенного партнера, просит ребенка пояснить смысл действий, тем самым побуждает к ролевой речи-как диалогической, так и монологической.

Такие игры могут организовываться на занятиях познавательного и речевого развития -целью игры занятия становится  не только закрепление полученной ранее информации о предметах окружающего мира, способах действия с ними, но и знакомство с определенными речевыми оборотами, образованием новых слов. Возможно применение на занятиях по ФЭМП – закрепление счета, знание монет, геометрических тел и фигур(«Магазин», «Стройка» и т.п.)

Осо­бенно заметна роль слова в так называемых режиссерс­ких играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обыч­ной игре, а передвигает кукол и другие игрушки, говорит за них.

Игры на героико -  патриотические темы можно организовывать в процессе ознакомления с подвигами героев войны,  покорителями космоса. В таких играх решаются задачи физического развития.

Социально – коммуникативное направление развития является основной (красной )линией развития сюжетных, сюжетно – ролевых, режиссерских, театрализованных и других игр

Художественно – эстетическое направление развития реализуется как прямым образом – включение музыкальных и художественных произведений, так и через продуктивную деятельность – изготовление совместно с детьми атрибутов к играм.                                                           

Развивающее значение игр разное:                          

  • В сюжетных играх развивается воображение, способность ориентироваться в смыслах человеческой деятельности, способность понимать другого.
  • В играх с правилами развивается нормативная регуляция поведения, стремление к достижению.
  • В играх экспериментированиях формируется познавательная активность, инициативность, развитие любознательности.

Обучение в форме игры может  и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

Объявления

"Сверкаем вместе - 2018"

Подробнее...

Программа «Кроха»

 Уважаемые родители!

         В рамках ранней социализации детей  от 1,5 до 3 –х лет не посещающих дошкольное учреждение,  МАДОУ №  55 предлагает дополнительную платную услугу по образовательной программе «Кроха» на основе организации игровой деятельности.

Подробнее...

Навстречу зимней универсиаде!

2018 09 07 1

Подробнее...